|
Возникновение шелкопрядства и использование шелковых нитей позволило поднять искусство ковроткачества на более высокий качественный и художественный уровень. Шелк добывается из кокона шелковичного червя, который создается им в период превращения в куколку, а затем в бабочку. Перед окончательным созреванием коконы высушивают и личинки погибают. Из шести-восьми килограммов коконов путем специальной обработки получают не более одного килограмма шелковых нитей, использование которых позволило повысить плотность плетения ковров до двух миллионов узлов на квадратный метр. Необходимо отметить, что высокая плотность узлов не означает высокие эксплуатационные характеристики ковра, она необходима для получения более сложных насыщенных орнаментов. Изготовление ковров из шелка - долгий и трудоемкий процесс. Этим и обусловлена более высокая цена на них. Использование шелка в ковроткаческом искусстве традиционно для Китая, Турции, Индии и Персии (Ирана). | |
Китайские шелковые ковры (Chinese silk carpets) |
|
Китай как родина шелка имеет исторически сложившиеся методы
его обработки и окрашивания. Традиционно китайские шелковые ковры
являлись сюжетными, то есть на них изображались сцены охоты, светской
жизни, мифические сюжеты с драконами и т.д. Кроме того, им была присуща
своя особенная тональность, как следствие использования местных
растительных красителей. Поздние же ковры отличаются насыщенностью
красок и преобладанием растительного орнамента. В них ощущается влияние
традиций персидского ковроткачества как следствие Великого Шелкового
Пути. В современных условиях производство китайских ковров носит более массовый характер. Китайские мануфактуры используют наряду со своей, традиционной, - персидскую и турецкую орнаменталистику, демонстрируя высокий художественный и качественный уровень. Но, к сожалению, встречаются и низкосортные подделки, изготовленные полуавтоматическим способом с использованием искусственного шелка. |
|
Турецкие шелковые ковры (Turkish silk carpets) |
|
Антикварные образцы турецких ковров отличались высочайшим уровнем качества; для их изготовления использовался дорогостоящий местный шелк, очень часто в узоры вплетались золотые нити. Шелковая ковровая продукция из Хереке развивалась в 19 веке одновременно с развитием мануфактур по производству шелка. В 1844 году по инициативе Двора в Стамбуле была создана императорская мануфактура. Ковры шли на подарки знатным иностранцам. Распад Османской империи отразился на художественной продукции этой эпохи. После нескольких десятилетий процветания в 1878 году Стамбульская мануфактура была полностью уничтожена пожаром. В 1880 году мор шелковичных червей привел к окончательному упадку местного искусства ковроткачества. Возрождение традиций изготовления шелковых турецких ковров началось в 30-е годы ХХ века. В наши дни ковры «Хереке» отличаются изысканным узором и тонкой аккуратной работой. Они изготавливаются из высококачественного шелка из Бурсы. | |
Индийские шелковые ковры (Indian silk carpets) |
|
|
|
В старинных индийских шелковых коврах явно прослеживается сефевидское влияние. Оно ощущается, начиная с 17 века, в орнаменталистике и в композиции рисунка. В индийских коврах заметен явный интерес к изображению природы, растительного мира и, особенно, к изображению цветов. В начале 17 века император Джахангир поручил известному мастеру миниатюры - Мансуру, зарисовать многочисленные цветы Кашмира, чтобы они послужили для мастеров-ковроделов моделями, которые представляли собой разбросанные по полю цветы, напоминающие драгоценные камни, соединяющиеся побегами и стеблями, образующими изящный узор. Также традиционным для индийских шелковых ковров являются сюжеты с изображением сцен охоты в диких лесах, где обитают хищники, порхают птицы с ярким оперением, бродят величественные слоны - все это на фоне детально выписанных разноцветных природных ландшафтов. В этих коврах с их изобилием декоративных элементов легко угадывается влияние искусства миниатюры. Многие ковры из Индии ткутся с применением типично персидского орнамента, при этом они имеют достойные качественные характеристики. Особенно этим отличаются кашмирские шелковые ковры, которые ткутся из высококачественного местного шелка с использованием особенно устойчивых красителей. Кашмирские ковры из шелка бывают как высшей узелковой плотности ( до 1.5 млн. узлов на 1 кв.м ), так и средней, в которых для уточной основы используются хлопковые нити. В нынешнее время Кашмир является основным регионом изготовления индийских ковров из шелка. | |
Персидские шелковые ковры (Persian silk carpets) |
|
В Иране ковры из шелка ткутся во всех крупных центрах
ковроделия: Табризе, Тегеране, Исфахане, Кашане, Куме. Ковры из Табриза
отличаются аккуратным и тщательным плетением, выполненным как
симметричным, так и асимметричным узлом. Применяемые материалы (шелк,
красители) обычно очень высокого качества. Орнамент, как правило,
растительный, выполненный на светлом фоне, может быть как с центральным
медальоном, так и без него ("афшан"). Исфахан - древняя столица Сефевидов, и по сей день является национальной гордостью страны, представляя собой настоящую художественную мастерскую, подлинную обитель искусства, своего рода восточную Флоренцию, где столетиями культивировалось умение находить и разрабатывать интереснейшие художественные идеи во всех видах искусства и мастерски использовать их в архитектуре и, в том числе, - ручном ковроткачестве. Исфаханские ковры из шелка ткутся в традициях персидского искусства: композиции с медальоном, сад, дерево жизни. Кроме того, существует местная композиция, называемая "эсуми", представляющая собой идущие спирально побеги виноградной лозы, нежные и гибкие, связывающие воедино малые сюжетные мотивы с листьями и цветами. Шелковые ковры в Кашане ткутся в небольшом количестве. Традиционный орнамент отличается своеобразными сюжетными мотивами в центральном медальоне ковра. В кайме используется, как правило, мотив "герати". В этих коврах часто используются зеленый цвет, цвет морской волны, голубой и синий цвета. Шелковые ковры из Кума получили новый импульс в своем развитии в начале ХХ века, за короткое время сделав значительные успехи и достигнув высочайшего уровня. Произошло это по инициативе предприимчивых коммерсантов из Кашана и под покровительством шаха Реза Пехлеви. Местные ковроделы при производстве шелковых ковров применяют оригинальные переработки нескольких традиционных моделей, предпочитая, однако, воспроизводить в качестве основы изящные растительные мотивы Сефевидской эпохи. Кумский ковер из шелка - это ликующая симфония, которая создается с изображениями стеблей, ветвей, листьев и пальметт с тонкими воздушными очертаниями. Чтобы удовлетворить вкусы покупателей здесь также создаются ковры, композиции и декор которых, опирается на известные произведения из Табриза и Исфахана. Тегеран является своего рода центральной лабораторией, где сводятся воедино, прорабатываются и доводятся до совершенства основные результаты творческих исканий в области ковроткачества по всему Ирану. Шелковые ковры из Тегерана характеризуются высочайшим уровнем материалов и работой мастеров-ковроделов, для которых свойственно тщательное, частое и густое плетение. Тегеранские ковры доведены до высочайшей плотности техникой "лул бафт", для них характерно использование красного цвета особой тональности с лиловым отливом. |
|
По материалам: http://www.ansygallery.ru/. | |
|
|
|
|
║ На главную ║ |
|
║ Здоровый образ жизни║ Рациональное питание ║ Диетическое питание ║ Мировая кухня ║ Кухня народностей России ║ |
|
║ Кулинарные истории ║ Элитные алкогольные напитки ║ Коктейли ║ Алкогольные коктейли ║ Безалкогольные коктейли ║ |
|
║ Домашнее виноделие ║ Мир грибов ║ Сушка грибов ║ Соление грибов ║ Маринование грибов ║ Грибные блюда ║ Варенье ║ |
|
║ Компоты ║ Соки ║ Тибетская медицина ║ Опыт знахарей ║ Русский травник ║ Мудрость веков ║ |
|